Народные праздники, которые отмечают в Костомукшском городском округе:

Август: Ильин день в д.Вокнаволок.Конкурсы,состязания,игра в кюккя,ярмарки народных умельцев,концерты.На территории Костомукшского городского округа есть места, расположенные вдали от проторенных дорог, но, тем не менее, известные на весь мир. Это знаменитый рунопевческий край, где записывал свои руны, составившие эпос “Калевала” - литературный памятник мирового значения - финский этнограф Элиас Леннорт. Центром его является деревня Вокнаволок, с хорошо сохранившимися карельским бытом и укладом.

Деревня Вокнаволок, или Vuokkiniemi, так называется деревня на финском языке, она связана с именем Элиаса Лённрота и расположена на берегу озера Верхнего Куйто. В Вокнаволоке находится единственный в республике музей самоваров и безменов. Музей находится в здании кафе в комплексе деревянных зданий хутора Ко́рмило, на берегу одноименного озера. Старинные самовары и безмены, характерные для России и не только, представлены в большом разнообразии и количестве - трактирные, гостиничные, дорожные, «эгоисты», «тет-а-тет»... 

Разновозрастные, различного применения и исполнения, эти уникальные изделия непременно удивят и заинтересуют своей историей. Здесь же, на центральной поляне хутора расположены вольеры с нетипичной для Карелии птицей. За изгородью большого вольера радостным лаем встретят добрые и ласковые самоеды со своим потомством. Две породистые лошади прокатят на конной прогулке летом и пронесут вихрем в настоящих деревенских санях зимой. Хозяевами хутора и его достопримечательностей является супружеская пара Виктор и Ольга Воробьевы, и их замечательные дети Никита, Ваня и Егор.  

Июль: Петров день в рунопевческой деревне Аконлахти на территории заповедника "Костомукшский".
Когда-то деревня Аконлахти (Бабья Губа) считалась самой зажиточной. Дома здесь были большие, богатые. В деревне имелись церковноприходская школа, магазин и церковь, построенная в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1888 году на средства петербургского купца А. К. Савинова. Почти все местные жители читали и говорили по-фински. Грамотных здесь было больше, чем в других деревнях. Аконлахти – родина рунопевцев. Первым собирателем
рун был Элиас Леннрот, записавший от Соавы Трохкимайнена цикл песен и заговоров, которые послужили основой для написания некоторых глав всемирно известного эпоса «Калевала». Финские фольклористы записали от жителей Аконлахти огромное количество рун и былин. Петрунпяйва – День святых апостолов Петра и Павла – являлся престольным праздником местной церкви. Возвращение старого обычая является посильным вкладом заповедника в сохранение и возрождение культуры коренных жителей края. Вот почему ежегодно 12 июля, как и в былые времена, на берегу озера, где когда-то у церкви собирался народ со всей округи, звучат карельские песни, заводится хоровод (круга), затеваются традиционные деревенские игры.

Июль-август.День деревни Суднозеро.Карельские фольклорные игры и песни,турнир по игре кюккя.Фирменным блюдом этого праздника является похлебка из баранины и ряпушка.

День Ивана Лиственника 7 июля отмечают в д. Пирттигуба на хуторе "Тайпале". Проводят карельские Летние Святки - конец июня, начало июля 

Интересные факты про деревню Пирттигуба:
- Первыми жителями этих мест были лопари/саамы
- Некоторым амбарам около 300 лет
Из известных людей здесь побывали: Леннарт Мери (кинорежиссёр и бывший президент Эстонии), Пертти Виртаранта (финский лингвист и исследователь), Элиас Лённрот (финский писатель, который собрал руны для эпоса "Калевала"), Инто Конрад Инха (финский фотограф и писатель), Алпо Сайло (финский скульптор и художник)
Пирттигуба являлась рунопевческой деревней
В Пирттигубе жил один из искусных знахарей Смёткюн Риико 
В Советское время в деревне был магазин, кузница, телеграф, электричество и рыболовецкий Колхоз "Красная Заря"Тайпалентало является единственным хорошо сохранившимся на западе Виенанкарьяла домом, где под одной крышей находятся жилые и хозяйственные постройки
Говорят, что в этом месте особый микроклимат из-за которого здесь растут низкорослые, кривоватые сосны
Здесь родились карельские писатели и поэты - Пекка Иванов и Мери Туйску 
Через Тайпале проходила торговая дорога из Финляндии (Оулу, Каяни) в Беломорскую Карелию (Ухта ныне Калевала и до самой Кеми)
По преданию баню по-черному построили немецкие солдаты примерно в 1943 году после того, как сожгли старую при варении самогона (ред.) (Информация от Леонида Гундырева - местного жителя)

Также в Костомукше ведут свою деятельность  национальные сообщества:

Хете

Общество карельской культуры Viena

Северное сияние

Городское казачье общество "Костомукшское"

Татаро-башкирское национальное общество "Фирюза"

Общество русско-финской дружбы


     

А на территории Вокнаволока :

Общество Катая

В настоящее время северные костомукшские деревни имеют статус историко-культурной территории общероссийского значения. Можно без преувеличения сказать, что край, являющийся колыбелью карельской и финской культуры станет гарантией постоянного интереса к этой территории. Помимо этого, в Вокнаволоке и окружающих его деревнях имеется свыше 30 памятников архитектуры, представленных старыми карельскими избами, хозяйственными постройками (амбары, бани) и культовыми сооружениями. В целом, историко-этнологическая, архитектурная территория, связанная с созданием эпоса “Калевала”, занимает в границах Костомукшского округа около 200 тыс. га.

Деревня Суднозеро, расположенна в живописном лесном уголке древней тайги, в 15 километрах от этнографической деревни Вокнаволок. Это поселение насчитывает более 100 лет своей истории. В прежние времена в этих краях располагалось около 50 домов, в которых проживало 150 жителей. А первым здесь по преданию появился карел по имени Хоско, который спустился к озеру Венехъярви на лодке-долбленке откуда-то издалека. Он-то и стал основателем местных родов Липкиных, Лехтиненов, Лесоненов. 

 

        

Товар добавлен в корзину