Деревня Костомукша.

 

На берегу озера Костомукшского находилась деревня Костомукша.

В переводе с карельского «костомус» и финского «костамо» такое название означает месть, возмездие, расплату. Легенду о происхождении названия деревни Костомукша записал в 1892 году финский этнограф и художник Луис Спарре, который побывал в этих местах, желая увидеть воспетый Леннротом край «Калевалы». При въезде в эту деревню Спарре обратил внимание на лесистый холм, на котором росли древние ели и сосны, охранявшие покой кладбища. Многие деревья повалились от старости, кресты на могилах покосились. Кладбище было нетипичным для Северной Карелии.

 

Когда-то на месте кладбища стояла церковь. В одно из летних воскресений взрослое население деревни собралось в ней на молебен. В это время сюда незамеченными подошли шведские или финские (точно не известно) завоеватели. Они застали молящихся врасплох, закрыли их и подожгли. Деревенская молодежь в это время была на игрищах. Увидев сожжение, они, не желая идти в плен, утопились.

 

Позднее были сделаны записи о том, что оставшиеся в живых местные жители отомстили шведам: ночью напали на них и утопили в озере, которое было названо Койранлампи, то есть Собачье озеро. На месте сожженной церкви жители деревни поставили часовню и большой каменный крест. Луис Спарре застал этот грубо отесанный крест на старом кладбище.

 

Кладбище деревни Костомукша оказалось более древним, чем предполагали. С началом строительства комбината тогдашнее руководство  не известило Карельский филиал Академии наук СССР о том, что кладбище попадает в зону затопления. К кладбищенскому холму подогнали экскаваторы. Ковши вырывали из земли костяки, обернутые в бересту, крестики – и все это везли на подсыпку строящихся дорог. Когда большая часть захоронений была уже вывезена, по настоянию работавших там людей на место вызвали археологов. Из того, что удалось изучить, стало ясно, что кладбище очень древнее, нижние захоронения относятся к XIII-XIV векам, а верхние – к 20-40-м годам нашего столетия. Нетронутым осталось 21 погребение. Погребения были ориентированы головой на юго-запад, на груди были бронзовые крестообразные подвески, находились в деревянных колодах, сверху покрыты берестой, в изголовье лежало стеклышко и берестяные кольца. Размеры костяков говорят о том, что в этих краях жили сильные высокие люди. Они занимались охотой и переселялись в мир иной с верой, что и там им будет дом с окошком.

 

Калевальский край, суровый и красивый, к которому относится и г. Костомукша, был заселен людьми издревле. В первом тысячелетии нашей эры территорию вокруг озер Куйто заселяли саами-лопари, охотники и рыболовы, которых постепенно вытеснили карелы. Жители края селились волостями - небольшими хуторами, состоящими из нескольких десятков дворов. Сообщение между волостями, расположенными на большом расстоянии друг от друга, осуществлялось летом - на лодках по многочисленным рекам и озерам, зимой - по льду тех же рек и озер. Одним из таких хуторов и было селение под названием Костомукша. Отсутствие дорог и малая плотность населения не сохранили край от разорительных войн. Шведские походы в конце XVI - начале XVII веков стали опустошительными для Карелии. Саамы-лопари были практически полностью уничтожены, а карело-финны еще долго приводили в порядок и хозяйства.

Знаменитый собиратель фольклора  Элиас Леннрот, путешествуя по Калевальскому краю в 1837 году, записал о Костомукше: "Деревня состояла из десяти домов, многие из которых хорошо отстроены, а два - даже богато... Руны, сказки, пословицы и т. д. записывал четыре дня".

В 1866 году подворная опись зафиксировала в Костомукше 27 дворов и 166 жителей. В 10 дворах были лошади, у всех было по нескольку лодок и рыболовных снастей. Более половины жителей носило фамилию Пекшуевых. Были также Бадаевы, Ругоевы, Андреевы и Лежевы. Многие хозяйства занимались меновой торговлей с Финляндией, таким образом возникло коробейничество.

К 1917 году в деревне проживало около 300 человек карельской и финской национальностей. Были открыты школа и церковь. Увы, трагедия, которая разыгралась на территории Российской империи после 1917 года, прошлась и по Калевальскому краю. Многие жизни унесла гражданская война.

Во время Великой Отечественной войны Костомукша была полностью сожжена. Те, кто остались в живых и вернулись в родной край, попытались восстановить хотя бы то, что было, но не смогли. Колхоз, едва сводивший концы с концами, был закрыт в 1950 году. В это время в деревне проживал всего 21 человек. Наступили грустные для карельской самобытности пятидесятые и шестидесятые годы. Деревни все больше пустели. Хутора практически все были покинуты.

 

        

(Карельский мальчик на берегу озера Каменное , девочка Татьяна, деревня Костомукша, фото К.Инхи)

(Кладбище д.Костомукша, фото К.Инхи)

(Игрища в деревне Костомукша, фото К.Инхи)

 

Товар добавлен в корзину