Это памятный знак в виде глыбы руды установлен в честь первооткрывателей.
В далеком 1946 году, когда потребовался металл предприятиям Ленинграда, перед геологами была поставлена задача: найти сырье поближе к потребителю. Был организован поиск железной руды в Карелии оригинальным методом: на самолете был установлен прибор, аэромагнитометр системы Логачева, названный в честь его изобретателя. И вот в сентябре 1946 года экипажем самолета ПО-2, который состоял из пилота Алексея Попова, штурмана Сергея Верещагина и аэромагнитолога Зои Макаровой, была зафиксирована над этой местностью магнитная аномалия. Уже в декабре этого же года для выяснения природы аномалии были направлены геологическая и геофизическая экспедиции, которые возглавили Петр Иванов и Сергей Поляков. Преодолевая невероятные трудности, в условиях послевоенной разрухи, бездорожья и голода, они, в 1947 году в районе деревни Костомукша, вскрыли рудное тело. Геологоразведочные работы продолжались до 1953 года. Экспедиция П. А. Гурвича завершила основные работы, определила запасы руды и сделала вывод: Костомукшское месторождение является самым крупным на Северо-западе.
Первооткрывателями по праву можно считать не только геологов, но и русских и финских строителей, которые пришли в непроходимую тайгу, чтобы построить этот красивый город и комбинат.