Деревня Вокнаволок (карельское название Вуоккиниеми-Vuokkiniemi)  расположена на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши. Это старинная рунопевческая деревня основан в XVII веке. Первые жители этих мест не случайно выбрали эти благодатные места, наиболее приспособленные для жизни в суровых карельских таёжных краях.

Именно в этих краях на протяжении столетий формировались культура, традиции и быт северных карел. Это одно из немногих мест в Карелии и Финляндии, где в XVIII веке старые традиции, сказания и руны сохранились в первозданном виде. Поэтому Вокнаволок издавна считался старинным рунопевческим центром Беломорской Карелии, сказочным местом для собирателей фольклора. Здесь в разное время побывали финский художник Луис Спарре,  фотограф Инха, Аксел Галлен и др. Здесь же, финский лингвист, фольклорст Элиас Леннрот записал ключевые сюжеты великого карело-финского эпоса «Калевала».

В деревне Вокнаволок насчитывается более 200 домов и около 500 жителей. Из них карелов — 85%. Большая часть населения деревни общается между собой на местном диалекте карельского языка, который очень близок к финскому. Вокнаволок - самая национальная деревня в Карелии. Трудно найти семью, которая не имеет какого-либо родственного отношения с известными рунопевческими родами Беломорской Карелии. 

Среди жителей деревни немало известных людей, внесших вклад в историю родного края. Например, Архиппа Перттунен, напевший Элиасу Лённроту 3100 строк рун, признан исследователями выдающимся из карельских рунопевцев. Известен также сын Архиппы – Мийкхо Перттунен – рунопевец и народный сказитель, которого в литертуре назвали позднее - «северным Гомером». Одной из последних хранителей народной песенной культуры являлась сказительница Александра Андреевна (Сандра) Ремшуева.

Язык и традиции бережно хранятся жителями деревни, а центром является этнокультурный центр, расположившийся в здании - «Дом деревни». Бывшая двухэтажная школа 1934 года постройки, где расположился этнокультурный центр,  объединяет под своей крышей  12 клубных формирований, в составе которых 100 участников: фольклорные коллективы «Martat» и «Lellikki», театр на карельском языке, танцевальная группа «Солнышко», клубы «Kataja», «Живая память» и «Затейник», «Школа красоты и здоровья», кружки столярного, ткацкого и швейного мастерства, детский инструментальный ансамбль кантелистов «Vuokkiniemen pojat».

Мартат

По желанию гостей сотрудники «Дома деревни» помогут организовать питание и проживание, проведут экскурсии по музею и в деревне, научат ремеслам и даже устроят фолк-концерт, где выступят местные коллективы – истинные хранители песенной традиции Вокнаволока.

Достопримечательности деревни Вокнаволок

 Церковь Ильи Пророка

Здание старинной церкви сгорело в 1939 году. Но в рамках международной программы возрождения рунопевческих деревень на уровне правительства Карелии в начале 1990-х годов было принято решение о восстановлении в Вокнаволоке храма как исторического памятника. Церковь возвели на месте старой в 1997 году и носит она имя Ильи Пророка – покровителя деревни. Поэтому самый большой праздник для деревни - это Ильин День, который отмечается в августе. 

 

Памятник Михкали - сыну Архиппы Перттунена

Сын Архиппы Перттунена – Михкали- знаменитый рунопевец. В литературе за ним закрепилось определение "северный Гомер". От Мийхкали записано около трех с половиной тысяч строк калевальской поэзии. 

Памятник Михкали Перттунену установлен фондом "Архиппы Перттунена" в 1991 году. Бронзовый памятник отлит на территории Финляндии и принадлежит руке Алпо Сайло, установлен на небольшом возвышении, и в качестве фундамента использован выход скалы. Памятник выполнен в натуральную величину и, кажется, что присел древний рунопевец лицом к великому озеру Куйто и, глядя вдаль, сейчас начнет петь свои руны.

 Озеро Куйтто 

В крае рек, озёр, лесов и болот одним из интереснейших мест является озеро Куйто. Оно вытянулось дугой длиной 140 км и состоит из трёх частей, связанных между собой протоками – Верхнее, Среднее и Нижнее Куйто.

Вокнаволок раскинулся в самом дальнем, западном конце Верхнего Куйтто, на пересечении всех лесных и водных дорог.

Озеро Верхнее Куйто занимает площадь - 197,6 кв.км. Длина его - 42 км, наибольшая ширина - 19,6 км. Средняя глубина - 7,4 м, наибольшая, расположенная в центральной части озера, - 44 м. Дно Верхнего Куйто изобилует лудами и камнями. Свыше половины площади его выстлано илами. Замерзает озеро с середины октября по 20 ноября, освобождается ото льда в конце мая - начале июня. Береговая линия очень изрезана, много тростника, камыша, осоки, рдеста.

Обитает в озере 12 видов рыбы: лосось, ряпушка, сиг, хариус, корюшка, окунь, плотва, язь, щука, налим, елец, ерш.

Сиг распространен по всему водохранилищу. Крупный сиг заходит на нерест в реку Писту, а мелкий - в реку Ельман. В озере преобладают лососи средним весом 2-2,5 кг. Плотва - одна из самых многочисленных рыб Верхнего Куйто. Средний вес ее 80 г. Окунь водится по всему озеру. Средний его вес около 200 г. Щука широко распространена в озере. Язь ловится большей частью около устьев рек, весит в среднем 700 г.

Куйто - своеобразный ключ к устному творчеству северных карел. Оно вдохновляло обитателей этого края на прекрасные руны. На берегах Куйто еще в прошлом веке руны и заговоры были неотъемлемой частью повседневной жизни народа, без них не обходились ни в будни, ни в праздники, они поддерживали людей в удаче и в несчастье.

 Само озеро удивительно поэтичное. В этом убедился каждый, кто хоть раз любовался им в дымке лиловых и пурпурных отсветов белой ночи, видел теплое мерцание песчаных пляжей, слышал протяжный гул соснового бора. Но озеро было для жителей этих мест не только источником поэтического вдохновения. Мужчины и женщины в груженых товарами лодках на себе испытывали все капризы своенравного озера. 

Дом купца Онтчи (карел. -  Оntsintalo (Онтчинтало)

Этот жилой дом купца Онтчи построен в конце XIX века. Дом является традиционной для северных карел деревянной одноэтажной постройкой. С начала своего существования дом служил постоялым двором. Так как в здешних местах одним из занятий населения была разносная торговля, постоялым двором постоянно пользовались коробейники – торговцы-разносчики. Кроме того, известно, что именно в этом доме в 1894 году останавливались на ночлег известные исследователи Северной Карелии И.К. Инха и К.Ф. Карьялайнен. В воспоминаниях, оставленных И.К. Инхой, мы можем прочесть описание: «…Постоялый двор был и покрашен и обставлен очень удобно, а с точки зрения чистоты вообще был безупречным. Подавали кофе, наилучший чай, разнообразную еду; в доме находилась хорошо снабжаемая торговая лавка, на кроватях пуховики, на окнах занавески. Хозяин – крупный бородатый карел, много походил по Финляндии, знал многие города, и бывал во многих местах, ведя там торговлю в лавках».

Амбары

Амбары для хранения продуктов строились чуть в стороне от дома, на виду и, в отличие от изб, запором для которых для видимости служила прислоненная к двери палка (так называемый «Карельский замок»), всегда запирались. Амбары строились двухэтажные и одноэтажные.  Эти амбары перевезены из деревни Ладвозеро - 2 амбара, один - из Толлореки (Лиивоёки). Центральный амбар принадлежал купцу Онтчи.

Контактная информация: +7 (911) 420-56-00 (Дом деревни)

Уезжая с хорошим настроением, с багажом знаний о северно-карельской культуре, вы непременно захотите приехать к нам в Вокнаволок снова и снова.

Ведь у нас есть что посмотреть!